ЗАВТРА ВОСКРЕСЕНЬЕ

2012-01-16 09:14

Ветер не умеет считать дни недели. Цветы тоже не умеют считать дни недели. И птицы не умеют считать дни недели, так же как Солнце, Луна и звёзды.
Но и ветер, и цветы, и птицы, да и Солнце с Луной.

Знают:
ЗАВТРА ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Моя мама умеет вести счёт времени. Поэтому по субботам она печёт просфоры и нас готовит к святой Литургии.

— Дети, ЗАВТРА ВОСКРЕСЕНЬЕ!

И мы, умытые, послушные и притихшие, идём на кухню.
Мама замешивает тесто для просфор.

Я зажигаю лампаду.
Мария готовит кадильницу.
По дому разливается чудесный аромат.
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…

Как это хорошо, что… ЗАВТРА ВОСКРЕСЕНЬЕ.

Тесто для просфор готово. Аромат ладана смешивается с запахом муки. Не подойдет ли тесто от тепла наших сердец?
К нам заглянула соседка Светлана:

— Я хочу испечь просфоры. Ты знаешь, как это делается? У тебя есть рецепт?

— Конечно! Моя мама у своей мамы научилась печь просфоры, а та у своей, я пеку так же, как делали это они, — сказала мама. — Для приготовления просфор понадобится пять чашек лучшей муки, две чашки тёплой воды, одна ложечка соли и свежие дрожжи размером с ядро миндаля. Ещё нужна печать, которую следует оттиснуть на просфоре. Вот она! Мой тебе совет: попроси детей помочь. Очень хорошо, если и они будут участвовать в приготовлении просфор.

А готовить просфоры нужно так.

Раствори дрожжи в половине чашки тёплой воды. В чистую миску насыпь муку. Посередине сделай небольшое углубление. В него опусти соль и растворённые дрожжи, а затем медленно добавь остаток воды. Тщательно вымеси тесто. Тесто должно быть достаточно густым. Если покажется, что нужно добавить ещё воды, окуни руки в тёплую воду и продолжай месить до тех пор, пока тесто не смягчится.
Но то, о чём нельзя забывать, когда готовишь просфоры, так это о молитве. Напевай псалмы и тропари, ведь просфора станет Телом Господа нашего Иисуса Христа.
После того как вымесишь тесто, раздели его на части, придай им круглую форму, уложи на чистый, посыпанный мукой противень. А затем возьми печать оттисни её на верхней части каждой просфоры. Прижми печать сильнее, чтобы изображение получилось четким.
Вдавливая печать в просфору, мама объясняет:

— Просфора состоит из двух частей, соединённых вместе и обозначающих два естества Иисуса Христа — Божия и человеческого. На верхней части просфоры изображается крест с надписью на сторонах: Ис Хс — Ни Ка — Иисус Христос побеждает.
После этого покрой просфоры чистым полотенцем поставь их в тёплом месте минут на пятьдесят.
Когда просфоры поднимутся, смети с них чистой кисточкой излишки муки. Пеки на умеренном огне, и через полчаса твои просфоры будут готовы.
Как это хорошо, что… ЗАВТРА ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Окончены все субботние дела. Мы сидим за столом.

Весеннее тепло и свежесть ветерка соединяются с запахом ладана. Мама готовит просфоры и рассказывает много интересного, папа что-то добавляет, бабушка тоже нет-нет да и вставит словечко.
Мама говорит, что, прежде чем стать просфорой,
Зёрнышки бросают в землю, одно здесь, другое там, на одной ниве всходит одно, на другой — другое. Потом вырастают колосья, их срезают, обмолачивают. Новые зернышки пшеницы соединяют и размалывают. Так они становятся мукой, из которой готовится просфора!
Подобно тому, как в одной просфоре объединяется множество зерен, так и мы, христиане, совершенно разные и непохожие друг на друга, в Христовой Церкви становимся единым целым. Я связан со всеми, даже с тем, с кем вчера поссорился. Братом мне оказывается и тот, кто не был добр ко мне, когда мы играли.
Он и я — единое целое. Весь церковный приход — един, как просфора, которую мы с любовью приносим Господу.
Бог даёт нам виноград и пшеницу. Но Бог хочет, чтобы мы потрудились, приложили свои силы и усердие. Мука была пшеницей.

Так, человек из винограда делает вино, которое будет освящено в храме и станет Кровью Христовой.
Из пшеницы человек делает муку, а затем готовит просфору, которая станет святым Телом Христовым. Вот так создаются человеческие дары Богу!
— Следует вам знать, дети, и то, что первая часть Литургии называется Проскомидия, это значит «принесение», — рассказывает мама. — А называется она так потому, что древние христиане приносили в храм хлеб и вино для совершения святой Литургии.
— Мама, а что обозначает просфора? — спросил я.
— При совершении Проскомидии просфора обозначает Пресвятую Деву Марию. Положение просфоры на определенном месте обозначает Введение Божией Матери во Храм Господень и пребывание Её здесь. Перенос просфоры на Жертвенник2 обозначает путешествие Пресвятой Девы и Иосифа в Вифлеем. Изъятие из просфоры святого Агнца обозначает рождение Иисуса Христа от Девы Марии.
— А что обозначает Жертвенник? — задала вопрос Мария.
— Жертвенник в этот момент обозначает пещеру, где Христос родился, а дискос3 — ясли, куда Он был положен. Покровы4 обозначают пелены, которыми был повит Иисус Христос; звездица5 — звезду, явившуюся волхвам; кадильница6 и ладан — дары, принесённые Христу волхвами. Христос родился для того, чтобы пострадать за грехи людей, следовательно, Жертвенник также обозначает Голгофу, дискос — гроб, а покровы — погребальные пелены Иисуса Христа.
— Мама, а священник выберет нашу просфору для принесения жертвы? — спросил я.
— Возможно! Священник положит наши просфоры вместе с другими на Святую Трапезу. После этого он выберет пять просфор для принесения жертвы.

— Почему пять? А как же остальные просфоры? — снова поинтересовалась Мария.
— Пять из них идут для совершения Таинства, а из остальных, поданных молящимися, вынимают частицы, читая при этом имена по запискам, которые были принесены в Алтарь вместе с просфорами. Из первой просфоры священник вырезает особую четырехугольную часть, называемую Агнцем, в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Из второй просфоры вынимается частица в честь Богородицы,
из третьей — девять частиц в честь девяти чинов святых, из четвертой просфоры вынимаются частицы за здравие живых членов Церкви, а из пятой — за умерших.
Мы внимательно и с интересом слушали маму. Скучно было только маленькому Ивану, он — непоседа, не может долго сидеть на одном месте. Во дворе с ребятами ему гораздо веселей!
И поэтому Иван сказал, что завтра, в воскресенье, он не пойдёт в храм.
— Ты не заболел? — озабоченно спросила его мама.
— Да, ты наверняка заболел, — внушительно произнёс папа.
— Ну, конечно, ты очень, очень болен, — добавила бабушка и пошла за термометром.
Только дедушка понимающе улыбнулся.
— Тебе скучно, правда? — спросил он тихо Ивана и громко добавил: — Давайте-ка сядем все вместе в тот уголок!
Мы расселись вокруг дедушки. И он начал свой рассказ…

— Слушайте и удивляйтесь! Святая Литургия — это присутствие Воскресшего Христа, Господа нашего.
Мы, христиане, идём в Его дом, в дом Божий, и там собираемся вокруг Христа, Который даёт Жизнь и Воскресение.
Завтра в храме нас ожидает Христос для того, чтобы снова пожертвовать Собой и снова воскреснуть.
С нами в храм входят, будучи невидимыми, небо и земля, всё, что создал Бог. Всякая сущая тварь приходит к Богу, для того чтобы благодарить и прославлять Его.
В храме перед нами — Алтарь. Днём и ночью его охраняют Ангелы. Посередине Алтаря находится Святой Престол. Там — Царь царей, Христос. Одесную (по правую сторону) Его стоит Богородица. А вокруг святые.
И ещё хочу добавить, что на Литургии духовным образом присутствуют все ранее жившие на земле христиане. Так как каждый человек, даже если он умер, жив во Христе.
Все люди рано или поздно поменяют свой дом. Они уйдут с земли и переселятся в другой мир. Мы, сыны и дочери Божий, унаследуем богатство Отца нашего, Царство Небесное.
Ради нас создал Бог небо и землю. Для нас же Он создал и рай. И пророки пришли ради нас. Ради нас Сам Бог стал Человеком и проповедовал на земле, совершая многие чудеса. Пострадал ради нас. И был распят на Кресте…
Мария, не надо плакать, ты должна знать, что на третий день Христос Воскрес. Представьте себе, что все мы могли бы жить как царевичи и царевны в Царстве Отца нашего Небесного.
И вот на это собрание в храме придёт Христос.
Придёт как Жених.
Он будет среди нас. Он дотронется до наших сердец, поцелует нас, погладит по голове… Он готов снова совершить то, что сделал на Голгофе, за каждого из нас принести в Жертву Своё Тело и Кровь, чтобы спасти нас от греха и смерти. Он хочет, чтобы мы перестали грешить и стали Его братьями и сестрами, чтобы мы воскресли и жили вечно вместе с Ним.
Поэтому святая Литургия — это радость. Поэтому воскресенье, каждое воскресенье, — это Воскресение, радость, благодарение. Представьте себе, детки мои, — продолжал дедушка, — ведь Бог не доверил Ангелам служить Литургию. Только священнику Господь доверил эту Святую Тайну! Ангелы всего лишь помогают ему. Поэтому мы так уважаем священника и при встрече целуем ему руку.
Всё, созданное Богом, весь космос, будет завтра на Литургии. Так было вчера и будет завтра и во все века. А ты, Иван, не хочешь идти в храм просто так, безовсякой причины, — с укоризной сказал дедушка.
Маленький Иван опустил свою курчавую головку.
— Дедушка, а мой Ангел Хранитель тоже будет завтра в храме на Литургии?
— А разве он х может не быть? — спросил дедушка удивлённо и продолжил: — И он бы очень опечалился, если бы не нашёл тебя там!
— Я обязательно приду, дедушка, — ответил Иван, а потом боязливо добавил: — А Бог меня простит?
Дедушка искренне рассмеялся:
— Он уже простил тебя и уже благословил! Незаметно прошло время. Уже поздно. И мы отправляемся спать.
Завтра, на рассвете, солнце не должно застать нас в постели.
— А теперь поцелуемся! И если нам кто-то сделал что-то неприятное, простим ему и поцелуем его ещё сильнее ! Верно, дети? Завтра мы будем причащаться, поэтому я первый у всех вас прошу прощения.
— И у бабушки, — серьёзно добавил Костя. — Позавчера ты был что-то сердит на неё.
Дедушка подошёл и поцеловал в седые волосы нашу чудесную бабушку.
Мы попросили друг у друга прощения и расцеловались.
— Дедушка, давай как-нибудь вечером ты снова расскажешь нам о том, что происходит каждое воскресенье в храме, — попросил я.
— Ну, конечно, — пообещал дедушка. — А теперь помолимся Богу!
Царю Небесный, утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняли, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Еже, души наши.

— Я хочу пояснить эту небольшую молитву, — сказал дедушка. — С ней мы обращаемся ко Святому Духу, Третьему Лицу Святой Троицы, к Царю Небесному, Утешителю всех людей. Он всё наполняет своим присутствием и даёт все блага всему миру, да и саму жизнь. Мы просим Его прийти, вселиться в нас и спасти наши души от всего нечистого.
СЕГОДНЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ!

Сон играет моими ресницами.
— Вставай, уже звонят церковные колокола!
— Дай мне ещё чуточку поспать, — говорю я Сну.
— Зазвонили уже в третий раз. Поют Великое славословие. Сейчас кончается утреня и начинается Литургия, — сказал Сон и отпустил мои ресницы.

— Вставай, — крикнул Сон, улетая. — СЕГОДНЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ!
А вот и Воробушек постучал в моё окно и громко чирикнул:
— Утреня в храме закончилась славословием Богу. А ты это пропустил, поленился рано вставать. Приходи, и я пропою тебе:
Слава Тебе, показавшему нам свет!
Человек славословит и благодарит Господина всего мира, Который дарит нам каждый новый день. Слава Тому, Кто заставляет тьму отступить. Разве мало того, что исчезает ночь и наступает утренняя заря?
Слава Тебе, показавшему нам свет!

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…
— Снова опаздываем, — недовольно сказала мама. — Никогда не слышим, что священник говорит в начале Литургии!
— А что он говорит? — спросил я.
— Священник открывает Царские Врата и громко возглашает:
Блогословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» ныне и присно и во веки веков.
— А что это значит? — поинтересовался я.
— Да будет прославлено и благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне, присно и во веки веков.

— Аминь, — ответил я. — Воистину да будет так! Поскольку в нашей семье много детей, мы не всегда успеваем прийти в храм вовремя.
Пока один одевается, другой теряет свитер. Фёдор не может найти носки. Собака вертится под ногами, всем своим видом показывая, что желает с нами прогуляться.
В результате все те красивые святые слова и тропари, которые поются ранним утром, сразу после открытия храма, нам почти никогда не удаётся услышать.
Мы приходим в храм, но снова с опозданием.
В моей душе звучат дедушкины слова: «Когда входишь в дом Божий, веди себя так, как будто бы ты входишь в Чертоги Небесные, в прекрасные палаты-Небеса опустились на землю».

Обо всём, обо всём рассказал нам дедушка!
От радости и волнения я немного задерживаюсь на ступеньках у входа в храм.
Ольга, наша маленькая соседка, ещё не умеет читать. Она увидела над входом в храм какие-то буквы и с интересом спросила:
— Что это такое?
— Это буквы А (альфа) и Q (омега). Они означают, что Христос — это Начало и Конец всего.
Первый и Последний! — ответила ей мама.
Ольга всё запомнила. Однако ей нравится снова слышать, что – - это — Альфа, а это — Омега; Начало и Конец, а Христос — Первый и Последний. — А знаешь ли ты, Оля, что слова «целую», «люблю» по-гречески «агапо» . Первая буква этого слова — альфа, а последняя — омега, — добавил папа. Так, вместе с нашими соседями, мы входим в храм. Ира, которая живёт неподалёку от нас, настолько мала, что ещё не умеет правильно произносить слова и спотыкается при ходьбе. Но что она делает правильно, так это крестное знамение. Три крепко сжатых пальца она прислоняет ко лбу. Потом опускает их вниз, к своему животику, а затем к правому и левому плечам.

«Крестным знамением побеждается сатана», — говорила ей бабушка.
Ира почти всё делает с ошибками, но к иконам прикладывается с уважением и вниманием, как только входит в храм. А особенно она любит зажигать свечи.
— Батюшка, почему в церкви так много лампад, больших и малых свечей? — поинтересовалась маленькая Ира.
Священник ответил ей так:
— Во-первых, во славу Божию, Бог есть Свет всему миру.
Во-вторых, чтобы отогнать тьму (поскольку грех — это тьма), чтобы мы смогли таким образом утешиться.
В-третьих, для того, чтобы радоваться.
В-четвертых, таким образом мы выражаем уважение к святым и всем Христовым мученикам.
В-пятых, свет лампады и свечи напоминают нам о тех добрых делах, которые мы должны сделать.
Шестое и последнее: мы в нашей церкви зажигаем свечи для того, чтобы Бог простил нам грехи наши… Хорошо запомни эти слова, деточка.
Ира — маленькая и многого не понимает. Например, она думала, что диакон говорит о ней, когда возглашает: Миром Господу помолимся, — потому что имя Ирина переводится с греческого как «мир».
Но папа ей объяснил значение возгласа: Миром Господу помолимся. Это призыв диакона помолиться Господу, имея мир в сердце. Потому что как же можно молиться Богу без мира и любви в душе?
Теперь Ира, как только услышит возглас диакона: Миром Господу помолимся — сразу же отвечает: Господи, помилуй!

Ира и все мы верим, что Господь по милости и доброте Своей всегда ответит нам на наши молитвы.
Диакон просит у Господа мира для всех нас Он просит его за каждого человека, за нашу страну, за весь мир. За всех он просит мира Божия, ибо Бог есть Любовь, которая всех объединяет.
А ещё диакон молится о хорошей погоде, чтобы мы были здоровыми и чтобы земля давала нам богатый урожай. Также не забывает и тех, кто плывет по морям или путешествует по суше, и тех, кто болен или находится в плену.
С ним вместе молится хор и весь народ.
Соседские дети: Ольга, Ирина, Анна, Георгий, — наш Иван, весь приход, все мы вместе отвечаем: Господи, помилуй!

И мы отвечаем:
— Тебе, Господи, Тебе доверяем себя.
Я хотел бы найти способ сделать так, чтобы мои мысли не отвлекались на посторонние предметы, чтобы в храме мой ум был сосредоточен на одном, но мне трудно.
Когда я слышу молитву диакона за храм и за всех нас, я вспоминаю о том, что читала нам бабушка.
«В храме сияет свет Христов. Но тело каждого из нас тоже своеобразный храм. Мы все — благословенный материал, из которого возродится Божия Церковь.
Слушайте, что написано дальше, — продолжала бабушка. — Одному святому человеку было видение. Множество людей помогали шестерым юношам строить огромную башню. Они укладывали камень за камнем, так прочно и плотно соединяя их между собой, что швы просто невозможно было разглядеть».
Башня представляла собой Церковь, которая возводится теми, чья жизнь спасена водой святого Крещения. Христиане прочно связаны между собой, и поэтому простым зрением нельзя распознать соединяющих их связей.
В Церкви мы воспринимаем Ольгу, Ирину, Анну и Георгия как своих родных братьев и сестёр.
Братьями являются не только христиане, но и все люди на земле. Все мы — дети одного Отца.
У меня есть старший брат Александр, который служит в церкви чтецом. На будущий год я тоже стану чтецом. Даже представить себе не могу, как я войду в Алтарь!

У брата я узнал, что означает Малый вход на Литургии. Это тот момент, когда открываются малые двери с левой стороны от Царских Врат. Тогда мой брат выходит, одетый в красивую, сияющую одежду. В руке у него зажжённая свеча, за ним идёт диакон, который перед своим лицом держит Евангелие, образ Слова Божия, и говорит:
— Премудрость, прости! — что означает: «Премудрость, стойте внимательно, спокойно!» И я всегда невольно улыбаюсь, когда вижу, что София, услышав эти слова диакона, выпрямляется как струнка. Она знает о значении своего имени: София переводится с греческого как «премудрость». Ей мама объяснила истинный смысл возгласа: «Премудрость, прости!»
Словом «премудрость» диакон напоминает, что этот момент очень важный и поэтому надо выпрямиться и собрать внимание.
Малый вход символизирует выход Спасителя на проповедь для возвещения Царства Божия.
— Видишь ли, — сказал Александр, — в Евангелии, в этой святой Книге, записано то, что сказал и сотворил Христос, рассказано о многих чудесах, которые Он явил на земле. В ней находится вся мудрость Божия.
Поэтому диакон так высоко держит Евангелие и говорит: «Премудрость! Стойте внимательно, спокойно!»
— А кто же ты? Что означает, когда ты идешь перед диаконом и несёшь в руках зажжённую свечу?
— Свет свечи представляет святого Иоанна Крестителя. Он подготовил людей к приходу Спасителя, проповедуя им покаяние, — ответил мне брат.

У брата я узнал, что означает Малый вход на Литургии. Это тот момент, когда открываются малые двери с левой стороны от Царских Врат. Тогда мой брат выходит, одетый в красивую, сияющую одежду. В руке у него зажжённая свеча, за ним идёт диакон, который перед своим лицом держит Евангелие, образ Слова Божия, и говорит:
— Премудрость, прости! — что означает: «Премудрость, стойте внимательно, спокойно!» И я всегда невольно улыбаюсь, когда вижу, что София, услышав эти слова диакона, выпрямляется как струнка. Она знает о значении своего имени: София переводится с греческого как «премудрость». Ей мама объяснила истинный смысл возгласа: «Премудрость, прости!»
Словом «премудрость» диакон напоминает, что этот момент очень важный и поэтому надо выпрямиться и собрать внимание.
Малый вход символизирует выход Спасителя на проповедь для возвещения Царства Божия.
— Видишь ли, — сказал Александр, — в Евангелии, в этой святой Книге, записано то, что сказал и сотворил Христос, рассказано о многих чудесах, которые Он явил на земле. В ней находится вся мудрость Божия.
Поэтому диакон так высоко держит Евангелие и говорит: «Премудрость! Стойте внимательно, спокойно!»
— А кто же ты? Что означает, когда ты идешь перед диаконом и несёшь в руках зажжённую свечу?
— Свет свечи представляет святого Иоанна Крестителя. Он подготовил людей к приходу Спасителя, проповедуя им покаяние, — ответил мне брат.

Марком, Лукой и Иоанном. В ней же рассказывается о миссионерской деятельности апостолов. Там находятся и Послания святых апостолов Павла, Петра, Иуды, брата Господня, Иоанна и Иакова, а также Откровение, или Апокалипсис. Господь вдохновил святого Иоанна Богослова написать эту книгу, когда он жил на острове Патмос Итак, в храме мы будем сначала слушать отрывок из Апостола, а значит, что-либо из Посланий, написанных апостолами, либо что-то из их Деяний…
После этого диакон или священник прочитает Евангелие, причём для каждого воскресенья свой отрывок.
Во время чтения Евангелия мы должны спокойно стать и очень внимательно слушать, чтобы смысл святых слов дошел до нашего сердца».
Я люблю спрашивать папу о непонятных мне местах в Евангелии, потому что он школьный учитель и может хорошо разъяснить. И вот однажды я спросил:
— Папа, что означает слово «Евангелие»?
— Слово «Евангелие» — греческое слово, которое означает хорошую, благую, весть, или Благовестие. И это действительно Благовестие, ибо Сам Бог пришёл на землю для нашего спасения. Думал ли ты когда-нибудь об этом? Сам Бог пришёл на землю для того, чтобы помочь людям обрести Царство Небесное! Ангелы заликовали, и люди возрадовались вместе с Ангелами. Диавол посрамлён. Грех уходит. Его место заполняют Истина и Жизнь.
Закончилось чтение Священного Писания. Диакон снова просит Бога услышать молитвы верующих и спасти их. Он просит милости Господней для нас, христиан, для нашего патриарха, епископа, для священников, монахов и всех ранее умерших, для нашей страны и нашего прихода. Он молится за тех, кто поёт, и за тех, кто поддерживает в храме чистоту.
Хор и мы, прихожане, на каждую просьбу отвечаем: Господи, помилуй!

Однажды папа читал нам об одном святом, который удостоился видеть множество Ангелов в сияющих одеждах вокруг Святого Жертвенника. Их лица были наклонены к земле, как у солдат, стоящих перед своим царём.
— Как бы я хотел их увидеть! — сказал я папе.
— Тогда ты должен стать святым, — ответил папа очень серьёзно.
Александр объяснил мне, что Великий вход изображает торжественный Вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим, когда Он добровольно шёл на страдания и смерть.
Я сосредоточиваюсь. Сейчас я мысленно иду со Христом. А когда священники просят прощения друг у друга, потом у нас, я слегка склоняю голову.
— Простите и вы меня, братья, – шепчет мама.

Первым выходит мой брат в чудесном облачении. За ним — диакон, который держит в руках дискос, на котором лежит хлеб, или Агнец. Священник держит Чашу с вином, смешанным с водой. Мы ждём Царя, и вместе с Ангелами и хором поём Херувимскую песнь.
Как будто Дары подает нам Сам Христос! На Небесах сонм Ангелов благословляет Бога. На земле, в храме, прихожане, как и Ангелы, славословят Бога.
Все это — великая совместная радость. Когда папа рассказывает нам об этом, даже часы перестают тикать. Даже они забывают о быстротекущем времени.
Просфора и вино, Дары, принесённые ото всех нас Богу, теперь на Святом Престоле.
Дары представляют собой человека и весь мир. Сам Христос в этот момент Своими пречистыми руками держит жизнь каждого человека и всего мира.
Радость и горе, друзья и враги, близкие и далёкие, живые и мёртвые — всё находится в руках Христовых. Это объяснил нам дедушка. Как же много он знает!
Снова выходит диакон из Алтаря, воссылая Богу молитвы за Честные Дары и за этот святой храм.
Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, Света от Света, — Бога истинного от Бога истинного, рождённого, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого всё произошло. Сошедшего с Неба для нас, людей, принявшего тело от Духа Святого и Девы Марии и ставшего Человеком. За нас распятого при Понтии Пилате, и страдавшего и погребённого и воскресшего на третий день, согласно Писанию. И вознёсшегося на Небеса, и сидящего по правую руку от Отца; Который снова придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца. Верую и в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому мы поклоняемся и Которого славим одинаково с Отцом и Сыном и Который говорил через пророков. Верую во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно Крещение для отпущения грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизни будущего века. Аминь.

В этот момент мне захотелось быть святым, чтобы увидеть Херувимов и Серафимов, которые крыльями богобоязненно закрывают свои лица, дрожа перед Жертвой Христа, Господа нашего.
Когда молящиеся окончили исповедание веры, диакон, приглашая к благоговейному вниманию, чтобы достойно принести жертву Господу, возглашает: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити, хор заканчивает возглас пением: Милость мира, Жертву хваления. Это означает, что мы должны со вниманием, с благоговением и в духовном спокойствии принести Святое Приношение. У маленькой Иры в глазах слёзы. Да и мы не можем сдержаться.
По примеру Спасителя, возблагодарившего Бога Отца перед преломлением хлеба на Тайной Вечере, священник начинает совершение Таинства возгласом: Благодарим Господа!
— Молитвы, — шёпотом говорит нам папа, — которые мы слышим от священника, не единственные. Он произносит и другие, но тихо. Сейчас священник в Алтаре читает благодарственную молитву; в ней прославляется Творец, сокрытый в тайне, Который создал мир и человека, Который возводит верных в небесную славу. Всё мироздание — видимый и невидимый космос — сливается в общей осанне: мириады светил, небо и земля, льды и бездны, цветы и всё, что имеет дыхание, человеческий род и сонмы духовных сил.
Слушайте внимательно, чтобы понять и те молитвы, которые произносятся громко.
Итак, священник стоит перед Святым Престолом. Дрожат и его голос, и наши сердца, в то время как он тихо произносит:
— Достойно и праведно воспевать Тебя, благословлять Тебя, хвалить Тебя, благодарить Тебя, поклоняться Тебе на всяком месте Твоего Царства: ибо Ты Бог Неизреченный, Непостижимый, Невидимый, всегда Сущий, Неизменяемый, Ты, и Единородный Сын Твой, и Дух Твой Святой; Ты из небытия привёл нас в бытие и отпадших опять поднял нас и неотступно делал всё для нас до тех пор, пока не возвёл нас на Небо и не даровал нам Твоё будущее Царство Небесное. За всё это благодарим Тебя и Твоего Единородного Сына и Духа Твоего Святого, — за всё, что знаем и чего не знаем, за явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас.

Благодарим Тебя и за это служение, которое Ты благоволил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи Архангелов и множества Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестикрылые,
Осанна — радостное приветствие, которым народ встречал Иисуса Христа при торжественном Входе Его в Иерусалим. Оно переводится как «спаси, помоги (Бог)». Обо всём этом нам рассказали дедушка с бабушкой. Воскресная радость проникает в наши сердца, и Небо радуется с нами.

А теперь — святой момент!
Мы — на Тайной Вечере, в том доме, где под покровом ночи совершилась Тайна Нового Завета. Сам Господь наш Иисус Христос стоит в этот миг перед Престолом…
Я вижу, как горячо и усердно в этот святой момент молится дедушка. Теперь мы вместе со святыми Христовыми учениками за той же Трапезой. Посередине — Сам Христос, Который даёт людям Своё Святое Тело и Свою Святую Кровь. Мы, приглашённые на Тайную Вечерю, слушаем священника, который из Алтаря говорит то же, что и Христос Своим ученикам:
Даже мои маленькие сестрёнки понимают, что происходит в это мгновение, даже у них слёзы на глазах.
Таинство свершилось. Уже не просто хлеб и вино на Престоле. Они — истинное Тело Христово, которое Господь принёс в жертву ради прощения наших грехов, и истинная Кровь Христова, которая проливается ради нас и многих других для отпущения грехов. Алтарь храма становится одновременно и Сионской горницей, и Голгофой.
Я, с полными слёз глазами, благодарю Того, Кто пожертвовал Собою ради меня.
После освящения Даров священник произносит молитву о том, чтобы Причастие стало для нас залогом спасения, потому что через Причастие мы соединяемся со Христом и со всей Церковью. Это единство Церкви включает в себя и Небесные Силы: Серафимов и Херувимов, Архангелов, Ангелов, — и людей: святых и грешников, живых и усопших. Да, мы все ответственны друг за друга, мы можем жить, потому что Ангелы и святые молятся и ходатайствуют за нас перед Богом.

— Эту словесную службу мы приносим Тебе, Господи, о всех святых, а особенно о Пресвятой Богородице, — говорит священник.
Дальше мы вместе с хором поём хвалебную песнь Пресвятой Богородице:
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую вез сравнения Серафим, вез истления Бога Слова роджшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине следует прославлять Тебя, Богородицу, всегда Блаженную и без малейшего порока и Матерь Бога нашего. Достойнейшую почитания более Херувимов и Славнейшую Серафимов, девственно родившую Бога Слово, истинную Богородицу Тебя величаем.
Затем священник тихо молится за живых и умерших членов Церкви и за весь мир.
— Вот пришёл час, Владыка, решиться нам с чистой совестью произнести молитву, которой научил нас Сам Христос:
Отче наш, Ижееси на Небесех! Да святится имя Твоё, да приидет Царствие Твоё, да Будет воля Твоя, яко на Небеси, и на зелмли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должников нашим; и не введи нас во искушение, но избаави нас от лукаваго.

Отец наш, живущий на Небесах! Да будет свято Имя Твоё, пусть наступит Царство Твоё, пусть будет воля Твоя, как на Небе, так и на земле. Все необходимое для нашей жизни дай нам сегодня. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас. И не допусти нас до искушения, но избавь нас от злого духа.
Приблизился самый торжественный момент — Причащение Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа.
— Но, внимание, — говорит священник, — эти Святые Дары только для святых. Для тех, кто трудится, потому что только такие могут стать святыми.
Святая святым! — так громогласно говорит священнослужитель, чтобы все могли слышать его. Покаялся ли ты за каждое злое дело, богопротивное и греховное? Ты исповедался перед священником?
После этого закрываются Царские Врата.
Священнослужители причащаются в Алтаре.
Слова, которые при этом произносятся, мы не можем слышать. В этот момент мы слышим только стук собственного сердца.
Мы подходим к Алтарю. Сложив крестообразно руки на груди, правую руку на левую, готовимся к принятию Святых Тайн.
Царские Врата открылись, выходит священник.
Лицо его сияет.
В руках он держит Чашу со Святыми Дарами.

Господи, я верю и перед всеми признаю, что Ты действительно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых первый — я. И ещё верую, что это есть именно Твоё пречистое Тело и это есть именно Твоя драгоценная Кровь. Поэтому я молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые я совершил словом, делом, намеренно или по незнанию; и удостой меня без осуждения причаститься Пречистых Твоих Тайн для прощения грехов и получения жизни вечной. Аминь.
Сын Божий! Прими меня сегодня как участника Твоей Тайной Вечери, потому что я не выдам тайны Твоим врагам, не дам Тебе (предательского) поцелуя, как Иуда, но как разбойник говорю, что верую в Тебя (и прошу): помяни меня, Господи, во Царствии Твоём!
Господи! Пусть послужит мне Причащение Святых Твоих Тайн не в осуждение или наказание, но для исцеления души и тела.
Передо мной Святая Чаша. К ней подойдут верующие. Из неё они будут причащаться. Наступит самый возвышенный момент.
Я не толкаюсь, чтобы быть первым.
Я стою на своём месте, слушаю, как поёт хор.
Мы сделали по одному поклону и перекрестились, после чего подошли для того, чтобы причаститься и соединиться с Господом нашим Иисусом Христом.
Хор поёт: Тело Христово приимите, Источника безсмертного вкусите…

Я причастился, назвав при этом священнику своё имя, которое я получил при Святом Крещении. Имя, которое я буду иметь в вечной жизни. С ним я стал сыном Божиим, сыном Отца Небесного. Приняв Святые Дары, я осторожно поцеловал край Святой Чаши и, не задерживаясь, отошёл в середину храма, чтобы запить Святые Тайны теплотой и вкусить антидор7.
Я причастился не из руки священника. Это была Христова рука. Я причастился «во оставление грехов и в жизнь вечную».
Господа и Бога моего я принял в самого себя.
Он согласился обитать во мне. Он, Кому домом являются Небеса. Его ум и мой ум стали едины. Его и моё тело стали общими. Его и моя кровь соединились.
Иисус Христос Бог мой и я теперь едины!
После Причастия верующих священник ставит Святую Чашу на Престол и погружает в неё части, вынутые из принесённых христианами просфор, в память живых и умерших. Он молится Богу, чтобы Господь смыл их грехи. В это время все упомянутые духовно соединяются со Христом как главой Церкви.
Я счастлив, поскольку я видел истинный Свет, Которым и является Сам Христос. Я принял Духа Святого и нашёл истинную веру. Я кланяюсь Святой Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас
Все мы, которых Бог удостоил Святого Причастия, должны благодарить Его за это, говорит диакон, и я вместе с ним молюсь о том, чтобы Бог подарил нам день — святой, мирный и безгрешный.
Я встаю в очередь, чтобы приложиться ко кресту. Сосредоточившись, я прикладываюсь ко кресту, целую священнику руку и, осенив себя крестным знамением, тихо выхожу из храма.
— Благодарю Тебя, — говорю я Вседержителю, который смотрит на меня с высоты.
Богородица как будто улыбается. Святые ликуют, и радость блистает в очах их!
— Благодарю Тебя, ибо я узнал истинную веру. Это тоже дар от Тебя! — шепчу я Христу.
Я гляжу на небо.
Даже когда оно облачно и день пасмурный, воскресенье выглядит для меня иначе. Ибо небо пречисто в сердце моём. Оно всё залито солнцем.
Даже если я увижу птицу на ветке, она не привлечёт моего внимания. В моём сердце сладко поют тысячи птиц.
И воздух тоже кажется другим. Он весь проникнут светом.
Всякое Божие создание будто шепчет мне на ухо: как прекрасно воскресенье!
О, если бы таким был каждый день моей жизни! Боже мой, как прекрасно ВОСКРЕСЕНЬЕ!

ПРИМЕЧАНИЯ
1 В глубокой древности христиане приносили в храм хлеб и вино для Святого Таинства. Хлеб для Евхаристии они выпекали дома по особому рецепту. Такой хлеб назывался просфорой, что означает «приношение». Этот обычай сохранился и поныне в Сербской и Греческой Православных Церквах. На Руси сложилась традиция печь просфоры в просфорнях при храмах и монастырях.
2 Жертвенник — небольшой стол, на котором приготовляются Дары для Таинства Причащения. В Алтаре располагается слева от Престола.
3 Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке.
4 Покровами покрывают Святую Чашу и дискос.
5 Звездица — две металлические дуги, сложенные крестообразно. Звездица ставится на дискос для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам.
6 Кадильница, или кадило, употребляется для каждения ладаном.
7 Антидор — части просфоры, из которой на Проскомидии вынимается Агнец.




Статья из категории: Рассказ | Постоянная ссылка на эту статью


Filagree
Filagree
Filagree